Товарная матрица – утвержденный для реализации в конкретной торговой точке на определенный временной период перечень товарных позиций. Товарная матрица (ассортиментная матрица) составляется с учетом политики фирмы, особенностей расположения и формата магазина. Составлению товарной матрицы предшествует формирование ассортимента.
Этапы формирования ассортимента:
- Определение концепции магазина и его формата. На этом этапе решается, что и как будет продаваться в конкретном магазине, какова будет его площадь, будет это супермаркет или бутик. Во внимание принимается месторасположение магазина, особенности города, района и т.п.
- Изучение спроса. Необходимо определить основной контингент потребителей, их возраст, семейное положение, уровень доходов, потребности и пожелания.
- Оценка положения конкурирующих фирм – что за компании, их преимущества, уровень цен на товары и услуги, ассортимент, планы развития.
- Принятие решения о товарной и ценовой политике магазина, работа по подбору поставщиков.
- Составление сначала общего, а потом более подробного многоуровневого товарного классификатора на основе анализа покупательского спроса.
Результат проведения этих работ - товарная матрица, в которой будут содержаться данные о товарах и поставщиках.
Товарная матрица включает следующую информацию:
- бренды, свойства и расфасовка товаров (размер, цвет, бутылка, банка и т.д.),
- поставщик, условия работы с ним (кредит, предоплата),
- упаковка и количество единиц товара в ней,
- вес единицы товара (упаковки),
- коды (таможенный, штрих-код, др.),
- к какой категории и группе относится товар и т.д.
Товарная матрица является эффективным инструментом для определения ключевых позиций, реализация которых позволяет достигать целей фирмы, и неключевых, от поставок которых компания может отказаться с целью оптимизации применения оборотных средств.
Из ключевых позиций формируется ассортиментный минимум.
Дефицит товаров, входящих в этот минимум, не допускается. Состав же товарной матрицы, исключая ассортиментный минимум, может меняться в зависимости от сезона, взаимодействия с поставщиками, колебаний спроса и других факторов.