Электронная и мобильная коммерция в сфере услуг

Электронная и мобильная коммерция в сфере услуг

Электронная коммерция применяется в таких сферах услуг‚ как коммуникационные услуги, оказываемые с помощью сети Интернет, социальных сетей и блогов, банковские услуги, интернет-трейдинг, туристские услуги, интернет-страхование, дистанционное обучение и повышение квалификации с использованием видеоконференций и вебинаров.

Мобильная коммерция применяется в таких сферах услуг, как мобильный трейдинг, распространение мобильного контента, видеосервисы, мобильные сервисные приложения, мобильные консультанты и помощники и др.

Туристская деятельность

Правовой основой туристской деятельности является Федеральный закон от 24 ноября 1996 r. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Общие требования к туристским услугам, требования безопасности услуг для жизни, здоровья туристов, сохранности их имущества и охраны окружающей среды устанавливаются Государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 50690-2000.

Реклама туристских фирм и туристских услуг может осуществляться с использованием маркетинговых средств электронной коммерции с помощью Интернета, социальных сетей и блогов, no электронной почте, электронными СМИ (радио, телевидение, авторадно), прямыми рассылками по почте, посредством газет и журналов. В туриндустрии широко применяются специализированные программные продукты по продаже пакетных туров, бронированию мест в гостиницах и отелях, покупке билетов на авиа, железнодорожный, автомобильный и другие виды транспорта В управлении турфирмами широко используются технологии мобильность и мобильной коммерции.

Банковские услуги

Банковские услуги, оказываемые с использованием сети Интернет и стационарных персональных компьютеров (ПК), называется интернет-банкингом. Банковские услуги, оказываемые с использованием мобильного Интернета, беспроводных сетей и мобильных приложений называется мобильным банкингом. Подробнее эти технологии рассмотрены в гл. 8 и 9.

Трейдинг

Услуги но совершению сделок с ценными бумагами на фондовом рынке и сделок с валютой на валютном рынке с использованием технологий электронной коммерции и сети Интернет относятся к интернет-трейдингу. Осуществляют сделки трейдеры — физические или юридические лица. Технологии интернет-трейдинга позволяют автоматизировать работу трейдеров либо совершать сделки в автоматическом режиме.

К автоматическим системам этого класса, позволяющим совершать сделки с ценными бумагами, относятся системы класса ECN. ECN (electronic communication network, электронная коммуникационная сеть) — это электронная система осуществления сделок купли-продажи биржевых товаров. Она напрямую связывает ведущих брокеров и трейдеров, минуя биржевые механизмы посредников. Поступающие в систему заявки (ордера) накапливаются в базе данных, называемой книгой заявок. Используя базу данных, система автоматически подбирает соответствующие противоположные ордера на покупку и на продажу. При совпадении требуемых параметров (цена, количество и др.) приказы исполняются автоматически.

ECN относится к системам прямого доступа. Она позволяет ордеру от клиента сразу поступать на рынок. Торги проходят ежедневно и круглосуточно, независимо от места нахождения клиента. Все поступившие ордера отражаются в системе, информация по ним доступна всем участникам. Для обеспечения безопасности применяются различные технологии верификации пользователей, разделения полномочий и доступа, шифрования данных.

Интернет-страхование

Страхование предполагает наличие двух взаимодействующих лиц — страховщика и страхователя. Страховщик предоставляет страховые услуги — это юридическое лицо. Страхователь покупает страховые услуги у страховщика — это может быть как физическое, так и юридическое лицо. Совершение сделки страхования подтверждается документом, называемым страховым полисом.

В настоящее время в России насчитывается более 100 страховых компаний. Сайты этих компаний выполняют информационные функции, размещая общую информацию о компании и предлагаемых продуктах страхования. Компании «Ренессанс-Страхование», «Ингосстрах», «РОСНО» (в Москве — Росно-МС, www.rosno-ms.ru/) и «АВИКОС» предоставляют полноценный спектр услуг по интерактивному дистанционному страхованию с использованием сети Интернет.

К основным видам интернет-продаж полисов относятся:

  • Интернет-заявка. Она предполагает предоставление контактной информации через сайт страховой компании, выезд специалиста для заполнения страховой документации, оплату полиса выездному специалисту наличными;
  • Интернет-платеж. Предполагает предоставление информации, необходимой для расчета тарифа и заполнения полиса, через сайт страховой компании, оплату полиса через Интернет, доставку полиса страхователю курьером, экспресс-почтой либо предоставление возможности самостоятельно забрать полис в офисе продаж;
  • Онлайн страхование (прямое страхование, интернет- или онлайн-сграхованне). Предполагает предоставление информации, необходимой для расчета тарифа и заполнения полиса через сайт страховой компании, оплату полиса через Интернет, пересылку полиса через Интернет с подписанием документов электронной цифровой подписью. Кроме сети Интернет могут использоваться и другие средства коммуникаций. Для получения полиса также можно обратиться к страховщику и оформить документ с помощью SMS-сообщения, электронной почты, чата. Особенности условий доставки базируются на законодательных ограничениях.