Логистика для интернет-магазина

Логистика для интернет-магазина

Логистика — один из трех китов, на которых базируется жизнеспособность интернет-магазина (наряду с закупкой товара и маркетингом). Для начинающего предпринимателя это один из самых сложных бизнес-процессов. Из-за этого закрывается очень много бизнесов. В онлайн-ритейле логистика делится на три основных блока:

  1. движение товаров от поставщика,
  2. хранение на складе и
  3. перемещение со склада к покупателю.

В каждом из них нужно делать выбор: делать все самому или отдать на аутсорсинг

Это решение зависит от размеров бизнеса и того, чем торгует магазин. Маленький интернет-магазин со скромными объемами продаж старается справиться с логистикой собственными силами. Когда заказы начинают исчисляться сотнями, появляется потребность в сторонних логистических сервисах. Если интернет-магазин превращается в гиганта, ему выгоднее выстраивать собственную логистику и даже покупать логистических операторов.

Полностью делегировать логистику позволяет фулфилмент. Это комплексная услуга, при которой логистический оператор берет на себя

  • прием товаров от поставщика,
  • хранение,
  • комплектацию,
  • упаковку,
  • организацию доставки,
  • прием денег покупателей и
  • обработку возвратов.

Благодаря такому аутсорсингу интернет-магазин может полностью сконцентрироваться на маркетинге и продажах.

Закупочная логистика

На уровне взаимоотношений с поставщиком есть два вариант:

  1. оптовая закупка или
  2. прямая поставка (дропшиппинг).

В первом случае интернет-магазин закупает товары партиями и привозит на склад, во втором — забирает товар со склада посредника уже после получения заказа. Обе схемы имеют свои недостатки. При оптовых закупках придется оплачивать содержание (или аренду) склада, иметь деньги для закупки оптовых партий продукции и нести убытки при падении спроса на закупленный товар. При дропшиппинге могут быть проблемы с наличием, сроками доставки и качеством товара.

Интернет-магазины считают работу с поставщиками наиболее чувствительной для своего бизнеса

Если схема дропшиппинга работает идеально (данные о наличии всегда верны, товар легко можно забирать маленькими партиями), значит, скоро в эту нишу придут сотни конкурентов и уничтожат вашу прибыль.

Главная проблема дропшиппинга — актуальность данных о наличии на складе. Продав товар, которого нет на складе, вы теряете доверие клиента и маркетинговый бюджет, потраченный на его привлечение.

Интернет-магазины считают работу с поставщиками наиболее чувствительной для своего бизнеса (по сравнению со складской логистикой и «последней милей»). Лишь не более 10% опрошенных согласны отдать на аутсорс

  • получение цен и остатков,
  • заказ и резервирование товара,
  • оприходование и учёт.

Складская логистика

На уровне складского хранения у владельца онлайн-магазина есть три альтернативы:

  1. собственный склад,
  2. аренда склада или
  3. хранение в фулфилмент-центре.

Несмотря на падение рынка коммерческой недвижимости из-за кризиса, для покупки и содержания собственного склада требуются значительные инвестиции. Так что для небольшого и только открывающегося бизнеса этот вариант явно не подходит. Забивать товарами собственную квартиру или офис (при наличии) получится только на самом старте.

Российские предприниматели еще не привыкли к делегированию хранения

Аренда складов также подешевела из-за кризиса и массового оттока арендаторов. Традиционные долларовые ставки сменились более предсказуемыми рублевыми. При этом обедневшие девелоперы замедлили ввод новых складских мощностей. В будущем это может привести к дефициту и очередному скачку цен.

Если вас пугают перипетии со складской недвижимостью, можно отдать задачу хранения на аутсорс в рамках фулфилмента. Российские предприниматели еще не привыкли к делегированию хранения так, как к аутсорсу доставки. Этот рынок еще молод: первые игроки появились в 2011 году.

В России фулфилмент предлагают около 60 компаний. Наибольшими складскими мощностями обладают

  • Itella,
  • Arvato,
  • eTraction,
  • Beta Production и
  • Ozon Production.

Объем рынка фулфилмента в 2014 году достиг в 7,8 млрд рублей, а к 2018 году вырастет до 13,3 млрд

Фулфилмент позволяет онлайн-продавцам сэкономить

  • на хранении,
  • IT и персонале,
  • диверсифицировать риски,
  • отслеживать KPI,
  • ускорить комплектацию заказа и
  • расширить выбор вида доставки и оплаты товара.

Недостатки схемы — зависимость от фулфилмент-оператора и затруднение обработки возвратов.

У интернет-магазина с масштабом от 1 до 500 отправлений в месяц нет необходимости выстраивать логистические процессы — подготовка отправлений может быть дополнительной функцией сотрудников. Так считает гендиректор российского подразделения международного фулфилмент-оператора Arvato Михаэль Печке. Если месячный объем отправлений составляет от 500 до 3 тысяч, то фулфилмент можно организовать самостоятельно, поручив это отдельным сотрудникам.

Передавать фулфилмент на аутсорс, по мнению Печке, имеет смысл при объеме отправлений от 3 до 40 тысяч в месяц. При большем масштабе стоит заняться фулфилментом как отдельным бизнес-процессом и предоставлять эту услугу другим магазинам.

Опрос показал, что лишь треть интернет-магазинов готовы отдать на аутсорс складские процессы:

  • хранение,
  • комплектацию и
  • доставку от поставщиков.

Статья по теме: Фулфилмент-операторы для e-commerce

Транспортная логистика

На уровне доставки товара до клиента есть три варианта:

  • аусорсинговая доставка,
  • собственная доставка и
  • точки выдачи.

Делегирование доставки позволяет сэкономить на зарплате курьерам, но не гарантирует качества доставки и обслуживания. Кроме того, предпринимателей смущают задержки в перечислении средств покупателей, долгий возврат отказов и, конечно, цена логистических услуг.

Для создания собственной курьерской службы нужны не только курьеры, но и программные средства для автоматизации процесса

Точки самовывоза удобны не для всех покупателей, а почтаматы могут отпугнуть консерваторов (зато работают круглосуточно).

«Последняя миля» — тот этап, который большинство онлайн-ритейлеров готовы и уже привыкли отдавать на аутсорс. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, в 2014 году

  • 41% товаров были доставлены курьерской доставкой,
  • 39% — Почтой России,
  • 11% — получены в пунктах выдачи заказов,
  • 8% — получены в магазинах.

Опрос предпринимателей показывает, что они готовы мириться с рисками и недостатками внешней курьерской службы. Однако, по мере роста среднего чека и узнаваемости бренда интернет-магазин все больше задумывается о собственной службе доставки, ведь клиент судит о компании по курьеру. Выгода аутсорсинга доставки исчезает по мере увеличения среднего веса заказа — тарифы на доставку тяжелых и негабаритных грузов могут обходиться дороже собственных курьеров.

Клиент судит о компании по курьеру

Выбор способа доставки зависит также от товарной категории. По наблюдениям аналитиков, курьеры чаще всего доставляют

  • мебель,
  • продукты питания,
  • зоотовары,
  • обувь,
  • медицинские препараты и
  • бытовую химию.

Доля самовывоза наиболее высока в сегментах электроники, бытовой техники (видимо, из-за габаритов и дороговизны доставки) и запчастей. Почтовая доставка наиболее популярна при покупке одежды, косметики, парфюмерии, сувениров и товаров для рукоделия.

Аутсорс позволяет легко масштабировать бизнес и увеличить географический охват. Если в пределах своего города интернет-магазин еще может выстроить экономически эффективную службу доставки, то для продаж в регионы и тем более за рубеж понадобятся посредники.

Бизнес признает, что сегодня Почта России работает куда лучше и быстрее, чем раньше. И все же эксперты советуют предпринимателям выходить в регионы, заручившись поддержкой сразу нескольких логистических партнеров.

Критериями выбора обычно выступают география доставки, цена вопроса и функционал (например, для ритейлеров одежды критична опция примерки). С точки зрения географии операторы доставки делятся на локальных, российских и международных. Для доставки крупногабаритных грузов хорошо подходят транспортные компании.

Магазины среднего размера предпочитают комбинировать несколько вариантов доставки:

  • собственные курьеры,
  • несколько курьерских компаний
    • одна основная,
    • одна дублирующая,
    • одна для работы с регионами,
  • Почта России.

Курьерская доставка напрямую влияет на финансовые показатели интернет-магазина

Курьерская доставка

Список: Компании по курьерской доставке

Транспортные компании

Список: Транспортные компании

Международные логистические службы

Список: Международные логистические службы

Автоматизация логистики

Интернет-магазины, которые предпочли выстраивать логистику самостоятельно, не обойдутся без специализированных логистических программ — систем управления складом (WMS) и сервисов автоматизации логистики.

Большинство интернет-ритейлеров использует офлайновые решения по управлению складом, плохо адаптированные для онлайн-бизнеса. Боль этого сегмента эксперты видят в том, что в нем нет продуктов для среднего рынка.

  1. «1С Склад» — автоматизация приема и учета товаров на складе
  2. «МойСклад» — первый в России облачный сервис управления торговлей и складом
  3. Lead WMS — решение по автоматизации склада от LogistiX
  4. Mycroft Assistant — система анализа и управления запасами, предотвращает затоваривание или недостаток товаров на складе

Выбрать оптимальный вариант помогают агрегаторы вариантов доставки. Они в едином окне принимают и распределяют заказы между курьерскими компаниями в зависимости от заявленных условий. Самым популярным сервисом такого рода был MultiShip, но компания не выдержала масштабирования после покупки Яндексом для сервиса Яндекс.Маркет. Сейчас на рынке работают CheckOut, DDelivery, Dinvio и другие.

Благодаря им интернет-магазин может без особых усилий начать работать практически на всю страну. Гендиректор CheckOut Герман Ивкин говорит, что с помощью агрераторов курьерских услуг малые и средние магазины сходу увеличивают свой оборот на 10-30%. Это происходит за счет охвата тех посетителей сайта, кого ранее не устраивали условия доставки.

Список: Агрегаторы курьерских услуг

Трэкинг заказов

В помощь интернет-магазинам, отправляющим заказы по почте, — многочисленные сервисы для отслеживания почтовых отправлений в России и по миру.

  1. Edost — помогает отслеживать грузовую и экспресс-доставку.
  2. Post-tracker — расчет стоимости и трекинг доставки
  3. Trackitonline — отслеживание почтовых отправлений, расчет стоимости и трекинг доставки
  4. Gdeposylka — отслеживает посылки и отправления

Пункты выдачи заказов

Продажа товара в точках выдачи позволяет сэкономить на доставке как продавцу, так и покупателю. Это самое дешевое решение вопроса логистики «последней мили». Однако оно не всегда удобно для клиентов, избалованных скоростью доставки российских онлайн-ритейлеров.

Процент невыкупленных заказов при самовывозе выше, чем при курьерской доставке

Пункты выдачи могут быть

  1. свои (например, в офисе интернет-магазина),
  2. чужие (например, в предкассовых зонах торговых сетей) и
  3. автоматизированные (почтаматы).

В 2014 году через пункты выдачи заказов (свои и чужие) были получено 26% внутрироссийских заказов, через почтаматы — 1%. Скромная доля почтаматов объясняется их недостатком в регионах, но эта проблема уже решается.

Как правило, интернет-магазины сочетают возможность самовывоза с традиционной курьерской доставкой. Это соответствует ожиданиям онлайн-покупателей и общему тренду e-commerce на мультиканальность.

Сегодня в России работает больше тысячи почтаматов

Первые автоматизированные посылочные терминалы появились у нас в 2010 году. Пионером этого рынка стала компания PickPoint. Сейчас ей принадлежит около 60% почтаматов страны в более чем 250 городах. Весной PickPoint и группа Qiwi запустили пилотный проект по созданию сети почтаматов на базе платежных терминалов Qiwi. Сначала компактные устройства появятся в Москве и Московской области. Всего в рамках этого проекта планируют установить тысячу новых терминалов по всей России.

По словам директора по маркетингу PickPoint Ксении Киянцевой, россияне все чаще отдают предпочтение почтаматам. Например, занятые люди не хотят подстраиваться под график курьеров и обычных пунктов самовывоза.

 

Список: Сети автоматизированных почтовых терминалов

Читать исходный материал