Определения и типы электронных торговых площадок

Определения и типы электронных торговых площадок

Электронная торговая площадка (e-market, e-marketplace) — это информационная торговая система, позволяющая дистанционно осуществлять поиск, покупки и продажи товаров и услуг, совершать сделки и другие торговые и финансовые операции с использованием информационно-телекоммуникационных сетей и информационных технологий. Они также называются виртуальными торговыми площадками. Сделки купли-продажи товаров и услуг на электронных торговых площадках совершаются в режиме реального времени практически с любыми видами товаров и услуг.

Продавцы и покупатели могут находиться на больших расстояниях друг от друга. Работа на электронных торговых площадках, как правило, является платной. На некоторых площадках плата взимается с каждой транзакции, на других устанавливается фиксированная цена независимо от проводимых транзакций.

Типы электронных торговых площадок и их краткая характеристика. Электронные торговые площадки подразделяются на следующие типы:

  • государственные и коммерческие;
  • оптовой, розничной и оптово-розничной торговли;
  • открытые и закрытые;
  • многопрофильные и узкоспециализированные;
  • создаваемые продавцами, покупателями, третьими лицами;
  • вертикальной и горизонтальной структуры.

Государственные электронные торговые площадки предназначены для осуществления госзакупок и госзаказов в электронном виде. Одной из крупных коммерческих ЭТИ является B2B-Center. В 2013 г. 42,8% торгов в корпоративном секторе осуществлялось с помощью этой электронной торговой площадки. Система располагает развитыми системами статистики и аналитики для выявления трендов и проведения собственного анализа цен на товары и услуги, определения результативности торгов по отраслям и компаниям.

В 2011 г. оборот этой торговой площадки составил 831 млрд руб., что значительно превышает обороты государственных электронных торговых площадок. Суммарный оборот торгов на 7 октября 2013 г. составлял 2943,9 х 10 в 6-й степени руб.

Электронные торговые площадки используются в

  1. розничной,
  2. оптовой и
  3. оптово-розничной торговле.

Используемые при этом электронные методы торговли позволяют оптимизировать стоимость товаров и услуг, сроки их поставки, увеличить число потенциальных клиентов, сократить финансовые издержки, оптимизировать поиск деловой информации, необходимой для совершения сделки.

Электронные торговые площадки могут быть закрытыми, предназначенными для работы ограниченного, строго определенного контингента (например, «производитель — поставщик — потребитель»), и открытыми, предназначенными для неограниченного числа покупателей и продавцов.

Электронные торговые площадки могут быть многопрофильными и узкоспециализированными. Многопрофильные характеризуются большей посещаемостью, но менее эффективны и более сложны с организационной точки зрения, чем специализированные площадки.

Электронные торговые площадки подразделяются на:

  • создаваемые покупателем;
  • создаваемые продавцом;
  • создаваемые третьими лицами, посредниками.

Площадки, создаваемые покупателями (buyer-driven), принадлежат одной или нескольким крупным фирмам. Создаются для привлечения ком-паний-поставщиков с целью оптимизации процесса закупок, расширения деловых контактов и сети поставок.

Площадки, создаваемые продавцами (seller-driven), принадлежат одной или нескольким крупным фирмам-продавцам. Создаются с целью увеличения числа покупателей, снижения затрат но продаже товаров или услуг.

Площадки, создаваемые посредниками, предназначены для сведения покупателей и продавцов и удовлетворения их взаимных деловых интересов. Примером ЭТИ, создаваемой третьими лицами, является Ассоциация электронных торговых площадок (АЭТП, http://www.aetp.ru), организованная в 2007 г. и объединяющая электронные торгово-закупочные системы России и мира.